Составление ТЗ

В этой статье речь пойдет о том, что такое Составление ТЗ или, вернее, о том, как правильно составить задание программисту. Сразу же стоит отметить, что всё это является лишь советом, основанном на опыте работы, но никак не требованием, предъявляемым к составлению ТЗ. Главным результатом работы как для заказчика, так и для исполнителя, естественно, есть сама программа, однако помимо этого заказчику важно, чтобы работа была выполнена качественно и прогнозируемо, а исполнителю важно правильно оценить общий объем и при этом не потерять клиента. Как известно, любая база данных - это не просто программа, а сложный комплекс, который дорабатывается и улучшается на протяжении всего срока своего использования. Поэтому программист будет стараться сохранить перспективные взаимоотношения с клиентом, учитывать интересы клиента и стараться подсказать как правильно, быстро и качественно реализовать проект.

В чем разница и отличие Проекта и Технического задания? И, так. Проект - это намерение разработать некий механизм автоматизации учёта на предприятии или желание получать определенные отчёты в уже имеющийся системе учета. Начинается проект с назначения руководителя проекта. Им может быть или сотрудник фирмы заказчика, или же фирмы исполнителя; во втором случае, естественно, услуги руководителя по ведению проекта увеличат его стоимость. Далее, в случае с платформой 1С, выбирают и изучают типовую или отраслевую конфигурацию на соответствие её возможностей и необходимости в доработках функционала. Только после необходимого анализа руководитель проекта составляет точное и доскональное задание программистам на внесение доработок и изменений в конфигурацию. Это задание и называется Техническим заданием (ТЗ), и как раз составление ТЗ рассматривается в данной статье.

А есть ли смысл изменять типовую конфигурацию? Этот вопрос требует вримательного рассмотрения. Все конфигурации, работающие с бухгалтерской компонентой учета, в некоторой степени являются правовыми системами, т.е. кроме функций непосредственно расчёта и хранения информации от них требуется соответствие государственным законам и правилам ведения учета. Для этих программ разработчики фирмы "1С" ежемесячно выпускают обновления 1С, как новых форм регламентированной отчётности, так и самих конфигураций. И что получится, если Вы под свои задачи измените типовую программу, а после этого установите очередное обновление? Все просто, Ваши изменения пропадут. Конечно, можно каждый раз их восстанавливать, но зачастую, по затратам это практически то же, что делать всю работу заново. В таком случае самый лучший способ - выполнять все необходимые доработки во внешних модулях программы. Для примера рассмотрим конфигурацию, доработка которой, по мнению пользователей, необходима - типовая "Торговля и Склад". Необходимость доработки функционала - совсем не значит, что программный продукт имеет недостатки, скорее наоборот, данная конфигурация, пользуется большой популярностью. В своём базовом варианте она может работать и охватывать разные торговые сферы деятельности. Но у каждого бизнеса есть свои разные нюансы, и порой, совмещать их в одной программе не имеет большого смысла.

Так вот,у Вас возникла необходимость изменить программу или автоматизировать учёт. В своей реализации любая идея проходит 4 стадии: Проектирование -> Реализация -> Проверка -> Анализ. В перспективных долгоживущих проектах после Анализа снова следует Проектирование, замыкая тем самым "круг"; такой цикл будет существовать на протяжении всего срока эксплуатации программы. Как показывает практика, для воплощения идеи необходимо 3-4 цикла, потом, через какое-то время, возникнет новая идея, но её реализация потребует меньших усилий. Что бы воплотить Ваш проект в жизнь при минимальных финансовых затратах, необходимо найти опытного исполнителя. Но, каким бы опытным не был программист, в первых двух циклах стадии: Проектирования, Проверки и Анализа желательно выполнять своими силами, при соответствующих консультациях исполнителя. Очень важно не жалеть времени на изучение материала -типовой конфигурации. Писать программу с "нуля" не имеет смысла, так как приобретая "1С:Предприятие" Вы в любом случае в комплекте получите конфигурацию. Как показывает практика, именно на стадии Проектирования возникает до 80% ошибок, особенно при разработке нестандартных решений, из-за неправильно сформулированных требований. Опытному программисту не стоит большого труда воплотить практически любое задание в жизнь, но его работа - это Ваши деньги и время; следовательно, чем точнее и продуманнее задание, чем ответственнее вы подходите к составлению ТЗ, тем быстрее и дешевле реализация.

Рассмотрим основные принципы составления ТЗ:

1. Изучите имеющуюся у Вас программу. Если её нет, попросите исполнителя установить демо-версию. В любом случае, сначала необходимо ознакомится с тем, что вы имеете, чтобы дважды за это не платить. Заполните справочники, создайте несколько документов, проверьте работу отчётов. Если что-то не понятно, проконсультируйтесь у исполнителя. По возможности начните работу в программе и, по мере необходимости, небольшими заданиями её изменяйте. Самое главное: не относитесь к типовой конфигурации как к полуфабрикату - это готовый к использованию программный продукт, написанный большим коллективом разработчиков и отлаживавшийся годами. Не ознакомившись с программой и написав большое задание, Вы практически "выбрасываете деньги на ветер", создавая сложности исполнителю и себе.
Вывод: хотите меньше потратить денег на доработку - изучайте программу.

2. Ознакомьтесь с интерфейсом программы. В случае, если назначение какого-то элемента Вам не понятно - проконсультируйтесь у исполнителя. Очень часто при разработке технического задания пользователи, которые только начинают использовать "1С:Предприятие", просят убрать не нужные, с их точки зрения, поля, документы или справочники. Не спешите этого делать, так как с одной стороны убрать их, для программиста несколько часов работы, а вернуть их в будущем обратно раза в два больше, и это время Вам придётся оплатить. Что же касается настройки прав доступа и меню - это совсем несложно, здесь нет необходимости приглашать специалиста. Не забывайте только о том, что, если Вы отдали конфигурацию на доработку, подождите, пока её вернут, иначе придётся делать настройки заново.
Вывод: старайтесь по минимуму изменять интерфейс, в плане удаления "ненужных" полей или усовершенствования, это дорогой и бесполезный процесс, а настройку прав и меню, проконсультировавшись со специалистом, сделайте своими силами.

3. При составлении ТЗ в начале разработки помните о том, что это задание, а не весь проект и постарайтесь объяснить программисту, что от него требуется в результате. Снабдите его образцами форм, сделанными в Ms Excel, Ms Word или нарисованными от руки, но в точности такими, какие Вы хотите получить. Постарайтесь не использовать подобных объяснений: "интерфейс должен быть предельно понятным", "документы желательно распечатывать по какой-то форме", "по результатам нужно, чтобы строился какой-то отчёт" или "документы как-то должны попадать в 1С:Бухгалтерию". Если Вы попросите оценить подобное задание, то цена может быть 10-1000 у.е., точнее сказать трудно. Лучше сформулируйте так: "интерфейс документа похож на документ Реализация ТМЦ", "необходимо две печатные формы, образцы прилагаются", "по результатам необходим следующий отчёт, его форма в Excel-файле". Разрабатывать обмен данными между базами лучше после накопления некоторого опыта работы с ними и проведения основных доработок, связанных с изменением структуры программы.
Вывод: постарайтесь в первом задании как можно подробнее объяснить программисту, что от него требуется. В дальнейшем задания могут иметь более свободную форму, всё зависит от взаимопонимания с исполнителем.

4. Если Ваш проект по замыслу глобален, а времени мало и Вы не знаете с чего начать, то не составляйте сразу большое техническое задание, а проконсультируйтесь с исполнителем и по возможности начните с небольших заданий последовательно.

5. Возникающие при разработке алгоритма трудности стоит обсудить с программистом. При всех различиях и спецификах деятельности в большинстве проектов реализуются схожие задачи. Наиболее часто такие как: система скидок (постоянные, накопительные или от суммы документа), система учёта заявок покупателей, системы расчёта потребностей в товаре и заказов поставщику, и конечно наиболее частые задания - по обмену между базами. Некоторые из этих вопросов уже решены в типовых конфигурациях, возможно, только стоит с ними ознакомиться.

"1С:Предприятие" пользуется огромной популярностью, и при серьёзном подходе к вопросу проектирования, результат оправдает Ваши ожидания. С помощью программирования возможно реализовать любые схемы учёта, но заказчику необходимо вполне определённо представлять результат, который он хочет получить.
Надеемся, что наши советы помогут в составлении ТЗ и решении Ваших задач.

Рейтинг страницы: 3.24/5 оставило 107 человек.

Похожие сообщения:

Резервное копирование
Резервное копирование базы данных 1С
Горячие клавиши при работе в "1С: Предприятие"
Горячие клавиши при работе в "1С: Предприятие"
 
Hosted by uCoz